Без автомобиля жизнь в Норвегии непроста, а тренерская работа просто невозможна. Сегодня закончилась почти годовая эпопея с норвежскими правами. Российский гражданин, имеющий вид на жительство, имеет право пользоваться российскими правами не более трех месяцев со дня въезда в Норвегию. Для получения же норвежских прав необходимо пройти полный курс обучения и сдать теоретический экзамен и вождение. Разница с российской практикой на всех стадиях - небо и земля! Немного расскажу, как это было.
То, что у меня были российские права, избавило меня только от посещения лекций. Однако мне была выдана толстая книжка на английском для изучения теории.
Что касается самих правил движения, то отличий от российских правил не так и много. Есть некоторые дорожные знаки, которых в России нет; скоростные ограничения другие (80 км/час за городом и 50 км/час по застроенной территории - и не как в России, когда знаком "Начало-конец населенного пункта" вводится новый скоростной режим, здесь надо смотреть дома вокруг или знаки скоростных ограничений); желтая разметка разделяет встречные потоки транспорта. Кроме того, правилом "пропускай помеху справа" приходится руководствоваться постоянно. Главных дорог мало, часто двигаясь по широкой дороге, приходится пропускать автомобили с крошечных прилегающих улиц. Особенно непросто, когда такая дорога подходит под острым углом.
К особенностям норвежского вождения относят экологичность вождения и взаимодействие с другими водителями. Экологичность означает (помимо высокого качества топлива и двигателей) означает стремление избегать резкого торможения или разгона, так как такие действия (не оправданные дорожной ситуацией) приводят к дополнительному расходу топливом, а также отказ от использования автомобиля в случаях, когда это можно (в городах здесь можно встретить специальные полосы для общественного транспорта, а также полосы "2+" - для автомобилей, в которых помимо водителя, есть хотя бы один пассажир). Взаимодействие с водителями предполагает постоянное прогнозирование дорожной ситуации и передача информации других водителям (положением своего автомобиля при маневрах, скорость, а также сигналы). Культура водителей здесь на высоте. Практически не бывает, чтобы норвежские водители тебя подрезали, грубили или раздраженно сигналили, вели себя на дороге непредсказуемым способом.
Параллельно чтению теории шло обучение вождению с инструктором. Основной курс длился около двух месяцев и стоил чуть меньше 15000 крон (точной суммы не знаю, так как за меня платил клуб). Обучение включает в себя езду по городу, за городом, по автомагистралям, курс ледового вождения. Ледовое вождение довольно забавно, однако дает много ценной информации. Спуск с горочки и торможение на разных скоростях наглядно дает возможность оценить тормозной путь, возникающие заносы. Иногда выскакивают картонные пешеходы или лоси, надо быстро принять верное решение и реализовать маневр, не задавив никого. Безопасные повороты на скорости по скользкой дороге тоже нарабатываются на этом полигоне.
При обучении порой доходил до белого каления. Инструктор: "Почему не смотришь в зеркало заднего вида?" "Дорога же пустая, что смотреть!" "Нет, в Норвегии надо смотреть в зеркала заднего вида каждые 5-6 секунд". У инструктора есть маленькие зеркальца, которые позволяют ему следить за глазами обучаемого. Проверка слепых зон также обязательна при любых перестроениях. Проезжая равнозначный перекресток, трижды необходимо взглянуть вправо - дважды при подъезде, один раз - при проезде непосредственно по перекрестку (количество взглядов фиксируется инструктором). Постоянное внимание к окружающим пешеходам и велосипедистам - вообще, приоритет номер один. Многочисленные перекрестки-кольца, узенькие горные дороги, автобаны, старые части разных городов с кучей перекресточков, пешеходов и оживленным движением все это нарабатывается, нарабатывается, нарабатывается.
Когда инструктор видит, что ты в порядке, он дает добро на сдачу экзамена (до этого, правда, мне еще пришлось брать несколько дополнительных уроков).
Теоретический экзамен состоит из 45 вопросов, длиться полтора часа. Как иностранец я попросил дополнительные 30 минут и принес с собой словарик. Словарик экзаменатор при этом внимательно пролистала на предмет поиска шпаргалок (в самом компьютерном зале множество видео-камер). Сдавал на английском, но и то, несколько раз сидел, напряженно думал о двусмысленной формулировке. Допускаются
Далее оплачиваешь 860 крон и идешь сдавать вождение. Практический экзамен состоит из вождения в течение часа по разнообразным ситуациям - автомагистраль, загородные дороги, большой город с множеством разнообразных перекрестков. Мой экзаменатор говорил по-норвежски (и совсем немножко по-английски), что немного напрягало, так как автомобильные термины довольно специфические, это не повседневная лексика, и не спортивные разговоры. Перед началом экзамена обязателен вопрос об устройстве автомобиля, возможных неисправностях, способах проверки технической исправности автомобиля. Далее экзаменатор говорит направление поездки, но не только право-налево-прямо, но и, типа, "Едем до Фредрикстада". И ты должен внимательно смотреть указатели, и по указателям двигаться во Фредрикстад. Все малейшие неточности фиксируются. В итоге, все прошло идеально, ни одного замечания. На самом деле, меня инструктор на столько выдрессировал, что экзамен после такого обучения, просто семечки. В случае провала экзамена, школа должна за свои деньги тебя доводить до необходимого уровня. А это серьезно мотивирует на высокое качество обучения. Хочу добрым словом вспомнить моего замечательного инструктора - Kjell Puck. Он, кстати, один из тренеров норвежской сборной и главный тренер IFK Göteborg. Так что во время поездок поговорить у нас всегда было о чем.
Полученные в мае права имели срок действия до февраля, так как я не прошел ночной курс.
В ноябре прошел ночной курс. Долгая лекция (на норвежском) о ночном вождении, сложностях, опасностях, правильных вариантах действий. В Норвегии, оказывается, рекомендуется использовать дальний свет и в городе (при отсутствии встречки, конечно), чтобы заранее видеть пешеходов, велосипедистов, а также неожиданные препятствия. Потом на специальном полигоне проходила демонстрация дальности обнаружения пешехода в темной одежде, светлой, светоотражателями. Действительно, со светоотражателями можно распознать человека куда лучше. Не случайно практически любой вечерний прохожий имеет на себе светоотражательные браслеты, брелоки, вставки. Многие же велосипедисты и бегуны, вообще, тренируются в зеленых жилетах со светоотражательными полосами. Дальний, ближний, парковочный свет. Какие тонкости в их использовании и т.д. и т.п. Потом итоговая лекция. Все.
Оплатил корки в специальном госучреждении. Сегодня пришли по почте. Действительны права до достижения столетнего возраста (это не шутка, см. фото). После столетнего юбилея, придется начинать обучение заново :-)
Конечной целью огромной системы норвежских мероприятий в области дорожного движения является сведение к нулю смертности на дорогах. На сегодня годовая смертность на дорогах Норвегии составляет около 200 человек (40 человек на один миллион населения). Для сравнения в России это 26,5 тысяч или почти двести человек на миллион жителей...
Если бы у нас выдавали так права, то пробок бы не было!
ReplyDeleteСмысл есть вообще заявлять, что есть российские права, раз надо пройти полный курс?
ReplyDeleteРоссийские права норвеги оставили или забрали?
При страховке гражданской ответственности будет считаться, что Вы молодой водитель со всеми вытекающими тарифными последствиями, или срок начала действия прав стоит равным российскому?
Нет, права сейчас не забирают. До октября 2010 года была возможность заменить российские права на норвежские (сдав при этом только вождение), но сейчас это уже не актуально. Про права можно заявить только в автошколе (чтобы немного сократить курс молодого бойца и перейти к нормальному вождению).
ReplyDeleteПро страхование не знаю. Езжу на российской машине с гринкартой. Таможня недавно выдала разрешение на эксплуатацию иностранной машины еще на год.
поздравляю!
ReplyDeleteно, не преувеличивайте. хватает и здесь всяких на дороге. и нарушающих скоростной режим, и не показывающих сигнал при смене полосы, особенно много нарушений в районе rundkjøring. так что будьте готовы, дорога не прощает расслабленности.
удачи.
Спасибо за поздравление. С поворотными сигналами - согласен, забывают показывать некоторые водители. Кроме того, часто слепят дальним светом.
ReplyDeleteВ случае провала экзамена, школа должна за свои деньги тебя доводить до необходимого уровня. А это серьезно мотивирует на высокое качество обучения.
ReplyDeleteИзвините, Михаил! Здесь не совсем понятно кто потом доводит за свои деньги )
Руслан, это зависит от договора со школой. В России, на сколько мне известно, во всех школах после провала на экзамене дополнительные уроки за счет будущего водителя. Однако более справедлив вариант, когда школа исправляет свои ошибки в обучении за свой счет.
ReplyDeleteЯ тоже за справедливость!=) Только вот в Норвегии школам, по ходу, все-равно, сдал я или нет. Пересдача и последующее обучение - за свой засчет. Якобы, школа получает негативную статистику, если ее ученики с первого раза не сдают, или пересдают по несколько раз. Но, к сожалению, доступа к данной статистике у простых смертных нет.=)
ReplyDeleteА вообще - сложно доказать, что школа обучила неправильно.
Мне вот учитель сказал - давай, ты сдашь! После первого провала - я получил хороший опыт, и вот мы исправили ошибки. Потом вторая сдача... А тут - совсем другая трасса попадается, на порядок сложнее, следствие - стресс и провал...
А школе все-равно, они дальше на мне деньги зарабатывают.
Будем бороться ! =)
Lykke til!
ReplyDelete